Итоги работы круглого стола «Современное металлическое мостостроение.  Задачи. Преимущества. Перспективы»

В ЦВК «Экспоцентр» 14 мая в рамках 4-й международной выставки «Металлоконструкции 2019» прошёл круглый стол для специалистов в области современного металлического мостостроения.

Мероприятие организовал проектный институт «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ» совместно с Ассоциацией развития стального строительства (АРСС). Информационное содействие оказал журнал «Дороги. Инновации в строительстве».

За три часа проектировщики, строители, представители заводов по изготовлению мостовых конструкций, поставщиков металлургической, лакокрасочной и гидроизоляционной продукции и другие специалисты обсудили текущую ситуацию и современные направления развития мостостроения в России и за рубежом, а также поделились практическим опытом.

Дискуссию вели 9 специалистов, чьи выступления были заявлены заранее в программе мероприятий. Остальные участники задавали вопросы и делились наблюдениями. Пройдёмся по порядку.

  1. Вступительное слово взял генеральный директор АРСС Данилов Александр Николаевич.

После приветствия Александр Николаевич напомнил о миссии АРСС, а именно — выстраивание цепочки от производителей до качественной реализации проектов. Изменение бетонных стереотипов инвесторов возможно, если металлургия будет слышать потребности заказчика и реагировать на них. Допустимо создание типовых узловых или элементов для снижения стоимости сооружения и сроков строительства, а также популяризации конструкций.

Основные цели, над которыми работает АРСС, — создание безопасных металлоконструкций как в гражданской, так и в транспортной отрасли.

Данилов А. Презентация АРСС: Федеральные и Региональные программы по развитию транспортной сети в России

  1. Тему безопасности продолжил в своём выступлении Дмитрий Николаевич Харламов, кандидат технических наук, генеральный директор «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ». Дмитрий Николаевич отметил, что нормативные документы, касающиеся BIM технологий, не дают чётких рекомендаций по организации процесса возведения мостового сооружения. А затем на примере опыта проектного института (а это более 150 мостов за 10 лет работы) показал особенности строительства мостов.

Автодорожный мост через Нижнетагильский пруд. Из-за большой глубины водоёма решено было применить металлическое неразрезное пролётное строение, поскольку это позволит увеличить длины полётов и сократить число промежуточных опор, что гораздо рациональнее, быстрее и дешевле. Конструкции собираются на берегу, а затем методом продольной циклической надвижки перемещаются на капитальные опоры. 3D-моделирование помогло решить задачу с минимальными затратами и корректировками. Проектирование сооружения проходило при смене управления в регионе, и 3D-модель помогла в короткие сроки донести идею объекта новому руководству.

Вело—пешеходный мост через реку в Нур-Султане (столице республики Казахстан). Особенность моста — неразрезное криволинейное металлическое пролётное строение, ширина которого изменяется от 10,5 м по краям до 18 м в центральной части. Внешний вид моста был согласован первым президентом республики Нурсултаном Назарбаевым. Это сооружение стало лауреатом Всероссийского конкурса «Сила металла», который прошёл в рамках 3-й международной выставки «Металлоконструкции-2018».

Железнодорожная эстакада в г. Нур-Султан. В основе конструкции эстакады заложены металлические коробчатые пролётные строения с переменной высотой стенки, которые завод «Тюменьстальмост» изготовил за 1,5 года. Монтажные блоки пролётных строений собирались в единую конструкцию как конструктор. На 2-й международной выставке «Металлоконструкции 2017» этот объект стал лауреатом конкурса «Сила металла».

После выступления один из слушателей попросил рассказать подробнее о фрикционной ЦВЭС-грунтовке. Подробные материалы по научным исследованиям работы разъёмных болтовых соединений, покрытых таким материалом, вы найдёте здесь. А Дмитрий Николаевич, в свою очередь, отметил, что за этой технологией будущее. Применяют материал уже более 20 лет и никаких нареканий в процессе эксплуатации на такие конструкции не появляется. А ведь сначала фрикционную грунтовку резко критиковали и не верили в её свойства.

Ещё один вопрос был задан об организации водоотведения на конструкциях. «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ» проектируют в основном отвод осадков по подвесным лоткам. Конструкции с чугунной решёткой сверху и системой трубок применяют крайне редко, как устаревшее, снижающие долговечность конструкции пролётного строения решение.

Харламов Д.Н. Презентация ТРАНССТРОЙПРОЕКТ.

  1. Третьим спикером был коммерческий директор завода мостовых металлоконструкций «Тюменьстальмост» Андрей Борисович Комаристов, который рассказал о возможностях, технологиях и оборудовании завода. Так завод располагает собственным станком для лазерной резки металла, который редко встречается у конкурентов.

Завод специализируется на мостовых конструкциях, быстровозводимых зданиях и металлических пролётных строениях. Одна из основных специфик — металлические мосты для месторождений. Оснащение цехов меняется под разные задачи. Так, предприятие может производить конструкции длиной до 35 м и весом до 35 т.

Слушателями было задано два вопроса.

Первый: «Почему раньше не применяли сталь марки 14ХГНДЦ?». Андрей Борисович ответил, что выбор материала зависит от заказчика, а также зависит от действующих норм. Работать с такой сталью непривычно тем, что конструкции не идут в малярных цех. Однако спустя 18 месяцев на поверхности образуется плёнка окисления, которая и является защитой. Такую марку побаиваются применять там, где много соли (например, в Ямале), но это связано с личными убеждениями.

Второй вопрос: «Как контролируете качество сборки?». Инженеры на заводе обмеряет конструкцию вручную, а затем заносят данные в 3D-модель. Таким образом, реализуется двойной контроль с применением виртуальной контрольной сборки на 3D модели и натурной контрольной сборки готовых конструкций. Это залог высокого качество отгружается с завода продукции.

Скачать презентацию Тюменьстальмост, Комаристов А.Б.: часть 1 и часть 2.

  1. Выступление заместителя директора по научной работе ОАО «ЦНИИС» Юрия Владимировича Новак было самым животрепещущим и продолжительным. Юрий Владимирович проанализировал современное состояние мостостроения.

Из положительных моментов было отмечено увеличение количества уникальных мостов, которые построили за последние 15 лет. А также современные предприятия научились красиво проектировать.

Однако аварийные ситуации сегодня не редкость. И для их решения необходимо анализировать и детально прорабатывать каждую возникшую проблему.

Так из-за невнимательности при сборке (например, отсутствие болтов) и неоправданного увеличения скорости строительства (к примеру, жёсткая разборка конструкций, вырывание «с мясом» креплений от стальных балок) были допущены ошибки при работе на мостах в Самаре и Белоруссии, эстакаде в Сочи, железнодорожном мосту в Хакасии.

Замороженное строительство мостов, например, в Ульяновске (более 10 лет) или в Шереметьеве (2 года), обязывает восстанавливать пролётные строения после потери устойчивости, а для этого необходимо потратить до 6% сметной стоимости объекта.

И виной в таких ситуациях является снижение квалификации проектировщиков, пробелы в нормативных документах, редко, но бывают, поставки некачественных материалов. А порой тендеры выигрывают неизвестные компании, которые не умеют ничего делать.

Важно навести порядок в нормативах совместно с Министерством строительства, Министерством транспорта и Министерством промышленности и торговли. А также необходимо исключить контроль за выполнением «для галочки» и не копировать чертежи из стадии П (проект) в РД (рабочая документация).

Для возрождения престижа конструкций нужно создать специальную организацию по образу «НАКС» с государственным участием. Ведь если народ не «кормит» свою науку, он будет «кормить» чужую.

В заключение Юрий Владимирович отметил, что за ЦВЭС-грунтовкой будущее и пример тому Москворецкий мост. А также обозначил важность разработки никельсодержащих сталей, поскольку условия рынка диктуют изменения.

Из зала был задан следующий вопрос: почему в мостостроении не применяется сталь как для ПГС (промышленно-гражданского строительства)? Допустимо ли убрать деление?

Ответ был таким. Дело упирается в расчёт. Возможно увеличить нагрузку в 2 раза и, следовательно, увеличить количество стали. Но так у нас не хотят, поскольку климат накладывает свой отпечаток. Показатели ударной вязкости при 0̊С нас не устраивают. При -40̊С или при -60̊С показателей нет совсем. А показатель ударной вязкости очень важен при циклических знакопеременных нагрузках, особенно при отрицательных температурах.

Для разработки полноценного нормативного документа должно пройти не менее 2—3 лет испытаний на заводах с государственным участием. А у нас сейчас еле-еле от заклёпок отказываются.

Новак Ю.В. Презентация ЦНИИС

  1. О современном подходе к проектированию с использованием BIM технологии, рассказал «ВТМ Дорпроект» Баженов Владимир Анатольевич. Суть заключается в создании BIM-модели, которая представляет собой единую информационную среду для проектирования и строительства. В ней учитываются все данные, собранные до проектирования. А также такой подход гарантирует быстрый доступ к той или иной детали проекта в любое время.

Баженов В.А.Презентация ВТМ

  1. Самарин Евгений Владимирович от «ЕВРАЗ Холдинг» доказал рациональность применения прокатного профиля в конструкциях типа «балка». Для мостов типа «ферма» длина ограничивается здравым смыслом.

Так использование двутавра вместо коробчатого сечения сокращает в 3-4 раза количество сварки и в 2 раза число используемых элементов.

К тому же, при таком выборе дополнительная прибыль формируется от 20 до 94% на коротко пролётных мостах (пешеходные, автодорожные конструкции длиной до 12 м).

Проблем по наличию стали сейчас на рынке нет. А если они у вас появляются, Евгений Владимирович готов лично помочь разобраться в сложившейся ситуации. И единственный действующий норматив на стали — ГОСТ Р 57837-2017 «Двутавры стальные горячекатаные с параллельными гранями полок».

Самарин Е. Презентация ЕВРАЗ

  1. Об опыте применения ЦВЭС-грунтовки и других составов для защиты металлических конструкций рассказал Александр Анатольевич Селиванов, руководитель направления «Транспортное строительство» ЗАО НПХ ВМП.

ЦВЭС-грунтовка обеспечивает 15, 20, 30 лет защиты в зависимости от типа нанесения покрытия. Этот материал включён в СТО «ЦНИИС». Более подробное описание вы найдёте здесь.

И также ЗАО НПХ ВМП предлагает другие лакокрасочные покрытия и составы для огнезащиты и готов сопровождать заказчика от производства до нанесения материала на мостовые сооружения.

Селиванов А.А. Презентация ВПМ

  1. Как альтернативу предыдущему материалу Усов Владимир Евгеньевич от компании «Амвит Трейд» предложил покрытия немецкого производства Sika Deutschland GmbH Industrial Coatings.

Материал возможно колеровать в любой цвет. А также европейский опыт доказывает эффективность применения этого покрытия для любых условий, даже суровых морских.

Усов В. Презентация Амвит трейд.

  1. В заключение Фёдоров Андрей Андреевич от компании «ТемпСтройСистема» рассказал о системе гидроизоляции «Рабберфлекс – 55», которая наносится на предварительно огрунтованное основание. Поскольку эта гидроизоляция не наплавляемая, а полимерная, то снимаются вопросы перегрева ортотропной плиты и последующей её повторной окраски. Учитывая, что система «Рабберфлекс-55» состоит из нескольких слоёв разного цвета, то вопросов с авторским надзором в плане контроля нанесения всех слоёв не возникает по умолчанию.

Гарантия на материал составляет 10 лет.

Преимущества этой гидроизоляции:

  • Высокая адгезия к любой поверхности, свыше 2 МПа.
  • Технологичность — дополнительное или специальное оборудование для нанесения не требуется.
  • Контроль процесса производства от узлов до подготовки.
  • Возможность укладки асфальтового покрытия сразу на гидроизоляцию без защиты материала.
  • Стоимость системы в 2—2,5 раза дешевле рулонной гидроизоляции импортных аналогов.

Более 80 специалистов посетили круглый стол, участвовали в дискуссиях и обменивались опытом проектирования и строительства металлических мостовых сооружений в современных условиях. Каждый нашёл здесь своё: новые партнерские связи, единомышленников, заказы, конструкторские решения и ответы на вопросы.

Приглашаем вас принять участие в обсуждении за круглым столом в следующем 2020 году. Подробности о конференции вы всегда можете узнать по телефону +7(495)543-42-56.

А также прочитайте обзоры о  проведении круглых столов за прошлые годы. Отчёт за 2017 год вы найдёте здесь, а за 2018 год — на этой странице.

Вас могут заинтересовать наши услуги:
Разработка документации КМ пролётных строений и КЖ опор
Железнодорожный мост При заказе рабочей документации КМ и СВСиУ в ООО "ТРАНССТРОЙПРОЕКТ" — технологический регламент на сборку и сварку пролетных строений объекта в подарок! [Подробнее]
Специальные вспомогательные сооружения и устройства (СВСиУ)
Специальные вспомогательные сооружения и устройства моста Специальные Вспомогательные Сооружения и Устройства позволяют ускорить производство сложных монтажных работ, понизить их стоимость и повысить безопасность. [Подробнее]
Разработка технологических регламентов
Объект строительства ТРАНССТРОЙПРОЕКТ ООО «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ» разработали регламентную документацию вот уже для 15 объектов как на территории РФ, так и за ее пределами. [Подробнее]
Разработка проектов организации строительства (ПОС)
Наличие проекта организации строительства гарантирует выполнение поставленных перед разными компаниями задач в срок с минимальными потерями [Подробнее]
Создание проектов производства работ пролётных строений (ППР)
Строительство моста Наличие специального проекта производства работ дает возможность оптимизировать сроки строительства и снизить общую сметную стоимость. [Подробнее]
Расчёт смет на проектные и строительно-монтажные работы
ООО «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ» составляет сметы для объектов промышленного, специального и гражданского строительства с учетом всех требований. [Подробнее]