Об импортозамещении, китайских альтернативах и техническом нормировании

Вот уже полгода наша страна живет в условиях экономических санкций. Как это сказывается на области мостостроения и какие нас ждут перспективы - вопросы, которые сегодня волнуют все мостовое сообщество. в этой связи редакция нашего журнала обратилась за комментариями к генеральному директору проектно-строительной компании "ТРАНССТРОЙПРОЕКТ" Дмитрию Харламову.

— Дмитрий Николаевич, по роду своей деятельности вы хорошо знакомы с проблемами, с которыми сталкиваются мостостроители. Как известно, введение экономических санкций сказывается на работе всей транспортной отрасли. Расскажите, какие трудности в этой связи возникли в сфере мостостроения? Поможет ли их решить импортозамещение?

— Трудности, в основном, испытывают те отраслевые компании, которые попали под санкции. Это ни для кого не секрет. Большинство же мостостроительных организаций, не попадающих под давление Запада, успешно продолжает свою работу.

Напомню, что процесс импортозамещения начался в России еще в 2014 году. Спустя 8 лет уже можно сделать вывод о положительном эффекте этой программы, поскольку она дала толчок развитию отечественного производства. На мой взгляд, то, что мы продолжаем двигаться в этом направлении, дает нам уверенность в стабильной работе нашей отрасли в будущем.

— Как изменилась стоимость металлопроката после введения санкций? Не опережает ли рост цен на мостовые металлоконструкции рост цен на сборный железобетон?

— Если сравнивать цены на сборный железобетон и металл, то металл всегда был дороже. Сейчас в этом плане ничего не изменилось. Это обычная ситуация, когда железобетонные конструкции дешевле металлических. Но все мы прекрасно знаем область рационального применения железобетона в пролетных строениях мостов, в силу многих факторов она ограничена. У нас нет сомнений, что государство понимает важность металлического мостостроения и мы надеемся на его поддержку в вопросах ценовой политики на металлопрокат.

— Что сейчас происходит на рынке антикоррозионной защиты? После того, как ушли западные производители, как изменилась структура этого сегмента? Какие системы сегодня закладываете в свои проекты?

— Как я говорил, в России идет процесс импортозамещения уже не один год. За это время многие зарубежные производители открыли в нашей стране свои предприятия и сегодня они являются российскими компаниями. Те же, кто не захотел этого делать,   ушли с отечественного рынка, но потери для отрасли от этого нет.

В свои проекты мы стараемся закладывать только отечественные антикоррозионные материалы. Это проверенные десятилетиями цинкосодержащие системы, надежно обеспечивающие защиту от коррозии в любой климатической зоне нашей страны и имеющие много- численные положительные отзывы об эксплуатации сооружений, защищенных этими системами не только в России, но и в СНГ.

— Ваша компания, как известно, занимается не только проектированием, но и выполняет мостостроительные работы. Что вы можете сказать по поводу эмбарго на технику и оборудование? Вы уже испытываете в связи с этим какие-либо проблемы? На каких производителей планируете переориентироваться?

— Да, эволюция нашего развития привела нас от проектного института к проектно-строительной компании, и вот уже 4 года мы успешно совмещаем оба эти вида деятельности.

В настоящее время мы не имеем проблем с поставками техники и оборудования. Поскольку сегодня на рынке у нас есть как отечественные производители, так и китайские, мы на них и ориентируемся. И в будущем продукцию будем рассматривать либо отечественную, либо дружественных стран, чтобы исключить проблемы дефицита комплектующих.

Исключением может быть только софт для разработки проектной документации, но пока наши «коробочные» лицензии работают, мы не испытываем проблем и надеемся, что наше Правительство не оставит без внимания вопрос лицензирования.

— Как вы думаете, не произойдет ли из-за вынужденной изоляции от мирового рынка технологического отставания в мостостроительной сфере?

— Мостостроение России и СССР всегда занимало лидирующие позиции в мире. В новых политических реалиях вряд ли удастся добиться изоляции России от новых технологий. Я надеюсь, что наши дружественные страны с растущей мощной экономикой не позволят нам отстать от стран Запада, который, к слову сказать, сам активно перенимает как наш, так и китайский опыт.

— На страницах нашего майского выпуска мы обсуждали одну из проблем, которая сегодня очень волнует мостовиков — новый ГОСТ на металлопрокат 6713- 2021. Что-то изменилось с того времени? Получается ли наладить диалог с металлургами?

— Со времени нашей последней беседы произошел целый ряд важных отраслевых событий, которые, как зеркало, отражают ситуацию в мостостроении. В частности, в июне мы провели наш ежегодный круглый стол в рамках выставки «Металлоконструкции-2022» и теперь можем подвести его итоги.

Одним из наиболее острых и обсуждаемых вопросов круглого стола стал новый ГОСТ — 6713-2021. В ходе дискуссии мнения проектировщиков и металлургов раз- делились. Главная причина этого недопонимания в том, что, по сути, мостовики не участвовали в разработке этого ГОСТа — для них он стал очередным «сюрпризом», как в 2006 году ГОСТ на высокопрочные болты. Не буду сейчас останавливаться на подробностях, но подчеркну - дискуссия была напряженной и сложной. Участвующие в круглом столе мостовики-проектировщики высказали металлургам требования о расширении перечня испытаний стали по новому ГОСТу и включении в список всех состояний поставки металлопроката, которые раньше всегда указывались в ГОСТ. Кроме того, существенными доводами в решении проблемы для проектировщиков со стороны металлургов послужили бы результаты исследований и испытаний плит толщи- ной до 110 мм, а также опыт экспериментального применения новой стали на реальных экспериментальных полномасштабных металлоконструкциях пролетных строений мостов.

Со стороны металлургов же проектировщикам было разъяснено, что до 1 октября 2022 года, пока действует переходный период, все необходимые исследования будут проведены. Увидим ли мы в октябре этого года результаты исследований металлоконструкций из новой стали и опыт ее применения на реальных объектах - время покажет. Ждать осталось недолго.

— А если говорить по поводу более отдаленных перспектив — что ждет в целом российское мостостроение?

— Огромное количество технологически прорывного оборудования и техники из Китая дает нам прекрасные перспективы. Если не будет кардинальных изменений в действующей, отлаженной системе нормативной документации, то переживать не о чем. Я очень надеюсь, что новые ГОСТы будут разрабатываться с учетом мнения мостовиков, и тогда и в дальнейшем мы будем гордиться российским мостостроением.

Электронная версия журнала доступна по ссылке » «Мосты и время» специальный выпуск журнала «Дороги. Инновации в строительстве» №103/2022 (tspmsk.ru)

Вас могут заинтересовать наши услуги:
Железнодорожный мост Разрабатываем проектную и рабочую документацию для строительства мостов. Наши проекты подробные, по ним легко работать. Учитываем экономические и технические особенности Вашего объекта. [Подробнее]
Специальные вспомогательные сооружения и устройства моста Применяем современные технологии и материалы, которые экономят ваш бюджет и ускоряют процесс строительства. [Подробнее]
Объект строительства ТРАНССТРОЙПРОЕКТ Является инструкцией по монтажу конструкций, гарантирующей вам соблюдение технологий. Позволяет сократить сроки и стоимость строительно-монтажных работ. [Подробнее]
Максимально учитываем реальные условия строительства объекта. Снижаем вероятность временных и финансовых потерь. [Подробнее]
Строительство моста Оптимизирует строки строительства и снижаем его стоимость. [Подробнее]
Мы знаем реальные пути экономии и предлагаем оптимальные решения в самых сложных случаях. Воспользуйтесь нашими знаниями. [Подробнее]