Кредо «ТРАНССТРОЙПРОЕКТА» — профессиональный подход к проекту

09.09.2022
География объектов проектно-строительной компании «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ» обширна. В ее активе — более 180 проектов различных транспортных сооружений во всех климатических зонах России — в Москве, Подмосковье, Сочи, Казани, Тюмени, Воркуте, Якутске, а также в городах Республики Казахстан — Астане, Алматы, Атырау, Актау, Усть-Каменогорске, Караганде, Павлодаре. Из стран дальнего зарубежья — Гвинея, где для компании «РУСАЛ» была запроектирована разгрузочная железнодорожная эстакада крупнейшего бокситового рудника в порту Таресса.

Сегодня работа специалистов «ТРАНССТРОЙПРОЕКТА» непосредственно связана с реализацией национального проекта «Безопасные качественные дороги». О знаковых объектах компании рассказывает генеральный директор ООО «ПСК «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ» кандидат технических наук Дмитрий Харламов.

МС-21: Дмитрий Николаевич, осенью традиционно подводятся итоги прошедшего строительного сезона. О каких успехах можно сейчас говорить?

Объект нашей гордости — это, конечно, автодорожный городской мостовой переход через Нижнетагильский пруд с сопутствующей инфраструктурой, открытый 12 августа 2022 года к 300-летию города Нижний Тагил. Работы велись с 2018 по 2022 год. Этот крупнейший в истории Нижнего Тагила проект включает в себя 4 километра подъездных дорог, клеверную развязку и два автодорожных моста через железнодорожные пути и Свердловское шоссе.

В ходе торжественной церемонии открытия мостового перехода глава города Владислав Пинаев подчеркнул, что это уникальное событие: «Главным объектом юбилейного года стал мост. Он открыл дорогу Нижнему Тагилу в новое, четвертое столетие и подтвердил, что все мечты могут стать реальностью».

Новый мост радикально меняет транспортную ситуацию в Нижнем Тагиле. Он позволяет оптимизировать транспортную инфраструктуру города, снизить нагрузку на действующие магистрали, а также плотность транспортного потока. В перспективе мост дает вторую жизнь еще одному архитектурному проекту — освоению территории Корабельного мыса, одной из важнейших составляющих общегородского центра. Также он ставит вопрос о дальнейшем развитии транспортной сети Нижнего Тагила путем реконструкции действующих сооружений и строительства новых транспортных объектов.

Есть свидетельство, что идея моста возникла еще в начале 20-х годов XIX столетия. Найдены документы, из которых следует, что строительство моста предложили еще владельцу завода Николаю Никитичу Демидову для упрощения процесса отправки грузов. Снова эта идея возникла в 30-е годы XX века, которые во многом определили жизнь современного Нижнего Тагила. Тогда началось строительство металлургического, вагоностроительного, коксохимического и огнеупорного заводов. Объем производства увеличился в пять раз, а население города — в четыре. Идея сооружения моста была утверждена Постановлением о планировке Нижнего Тагила, утвержденным Совнаркомом в 1935 году, но начавшаяся вскоре война скорректировала эти планы.

В конце 60-х годов Нижний Тагил был как никогда близок к знаковой стройке. В 1968 году был разработан проект, включавший 15 (!) вариантов моста. Была проделана серьезная исследовательская работа, не потерявшая актуальности и в наши дни. Строительство должно было начаться в 1969 году. Но так и не началось.

И вот наконец долгожданный объект построен. Конструктивно мост представляет собой балочную неразрезную систему длиной 434 м и шириной почти 25 м с четырехполосным  движением, пешеходными дорожками, 21 световой аркой и 14 программами освещения моста, которые придадут ему неповторимость.

Нашими специалистами были разработаны проектная и рабочая документация неразрезных пролетных строений нового моста, а также технология их возведения и СВСиУ (специальные вспомогательные сооружения и устройства).

Неразрезное металлическое пролетное строение с ортотропной плитой по схеме 45,8+6 63 м запроектировано из стали 15ХСНД-2 ГОСТ Р 55374-2012. В качестве главного несущего элемента — балки жесткости — выбрана металлическая неразрезная система с 2 коробчатыми главными балками в поперечном сечении, объединенными системой ортотропных плит.

Мост через Тагильский пруд стал официальной достопримечательностью города. Работа велась в тесном сотрудничестве с генеральной проектной организацией — АО «Уралгипротранс». Благодарим руководство и специалистов мостового отдела за оказанное нам доверие, а также возможность быть участниками этого интересного и важного проекта.

МС-21: Над какими еще интересными проектами трудятся специалисты проектно-строительной компании?

— Сейчас у нас в работе по проектированию есть ряд объектов в Москве, Екатеринбурге, Краснодарском крае. Так, например, в Екатеринбурге завершается работа над проектом «Строительство транспортной развязки на пересечении скоростного кольца по пер. Базовому с ул. Комсомольской и Сибирским трактом».

Интенсивный рост транспортных потоков в последние годы вызвал перегрузку транспортных узлов на пересечениях в одном уровне скоростного кольца Екатеринбурга по пер. Базовому с Сибирским трактом. Это привело к образованию систематических заторов и, как следствие, к большим экономическим потерям, ухудшению экологической обстановки, а также росту количества дорожно-транспортных происшествий. Для обеспечения пропуска грузового транспорта в обход жилых территорий Генеральным планом развития города Екатеринбурга предусмотрено формирование срединного транспортного кольца, которое должно разгрузить городские магистрали. Проектируемая транспортная развязка после реализации всех этапов строительства на участке соединения пер. Базового с дублером Сибирского тракта, являющегося частью срединного транспортного кольца, обеспечит непрерывность движения автотранспорта над пересекаемыми транспортными коммуникациями. На этом участке происходит перераспределение транзитного транспорта с Тюменского, Каменск-Уральского (дублер Сибирского тракта), Полевского направлений и внутригородских транспортных потоков по улично-дорожной сети города.

В соответствии с заданием на проектирование строительство транспортной развязки предусмотрено в 5 этапов. Сооружение эстакады правого проезда для обеспечения транзитного движения пер. Базовый — дублер Сибирского тракта — первый этап реализации этого крупнейшего проекта. Конструктивно эстакада представляет собой искусственное сооружение с балочным неразрезным металлическим сплошностенчатым пролетным строением индивидуальной проектировки по схеме Lp=41,56+66+41,43 м. Неразрезное цельнометаллическое пролетное строение в поперечном сечении со- стоит из одной широкой коробчатой балки с наклонными стенками общей высотой 1841 мм. Межосевое расстояние между стенками коробчатой балки по верхнему поясу — 7066 мм, по нижнему — 5395 мм. Нижний пояс главных балок в приопорных сечениях блоков ГБк — толщиной 25 мм, в сечениях ближе к середине пролета — 20 мм. В блоках ГБц нижний пояс на всем протяжении пролетного строения имеет толщину 12 мм. Наиболее сложной задачей было добиться повышенной жесткости и прочности пролетного строения при той же или меньшей строительной высоте балок пролетного строения относительно исходного проекта. Для реализации данной задачи было принято решение применить широкую коробчатую балку, которая имеет большую крутильную и изгибную жесткость относительно первоначальных двутавровых балок.

Кроме того, наша компания в качестве подрядчика принимает участие в реализации проекта третьего пускового комплекса мостового перехода через р. Волгу, который строится сегодня в Волгоградской области в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Трасса протяженностью 14 км проходит через Волго-Ахтубинскую пойму.

«Это стратегический объект не только для области, но и для всей страны: соединяет наше Заволжье, Казахстан, Астрахань со всеми основными транспортными артериями, коридором «Север — Юг». Дает возможности дополнительного развития городов Волгоград, Волжский, является важной составляющей для развития всех муниципальных образований», — отмечает губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.

Первый этап трассы протяженностью 4,5 км включает в себя строительство двух мостов — через ерики Гнилой и Осинки, а также развязку в районе съезда к поселку Лебяжья Поляна. В числе других объектов мост через ерик Гнилой, на котором трудится наш коллектив, должен быть готов к Новому году на 50%. Сейчас на объекте завершается устройство буронабивных свай (по проекту их 316), бетонируются опоры, идет отсыпка стапельной площадки для надвижки первого пролетного строения. Общая протяженность нового мостового перехода составит чуть больше 420 м.

МС-21: Некоторые регионы Российской Федерации нуждаются в восстановлении инфраструктуры. Какие технологии для оперативного строительства и ремонта мостов и путепроводов предлагает ПСК «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ»?

— Мы имеем большой опыт по проектированию быстровозводимых мостов, так как главное в сложившихся условиях — оперативное восстановление транспортной инфраструктуры. На небольших реках это, безусловно, унифицированное модульное мостостроение — современное и широко используемое в мире решение для конструктива моста на базе типовых металлических блоков, которое получило подтверждение в тысячах проектах по всему миру. В России сегодня есть предприятия, способные создавать сборно-разборные металлоконструкции. Отличительная особенность конструкции мостовых пролетных строений в том, что она состоит из готовых стальных типовых блоков, которые позволяют быстро собирать и монтировать пролеты мостов различной длины и ширины, подстраиваясь под габариты и характеристики конкретного объекта.

Не нужно забывать, что искусственные сооружения на территории России строились давно и практически не ремонтировались. Здесь может помочь металлическое мостостроение, поскольку оно позволяет в кратчайшие сроки решить проблемы с разрушенными переправами и обеспечить бесперебойное транспортное сообщение.

МС-21: Какие работы ПСК «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ» связаны с реализацией нацпроекта «Безопасные качественные дороги»?

— Активные работы ПСК ведет в части обследования сооружений и разработки проектной документации для капитального ремонта мостов и путепроводов в Астраханской, Оренбургской, Саратовской и Тверской областях. Это стало возможным благодаря трансформации национального проекта «Безопасные качественные дороги» — с 2022 года массовый ремонт мостов впервые включили в его состав. Например, в Астраханской области капремонт ждет  11 искусственных сооружений общей протяженностью более 700 п. м. В Оренбургской области серьезного ремонта требуют 10 мостов, которые планируется отремонтировать в течение двух лет. Реконструируются или капитально ремонтируются мосты в районах Саратовской и Тверской областей, и это тоже точки приложения наших сил.

Целями выполнения работ по обследованию искусственных сооружений являются объективная оценка технического состояния моста, своевременное обнаружение проблемных узлов с критическим износом и повреждениями ответственных узлов вследствие длительной эксплуатации или после различных аварийных ситуаций. Обследование и испытание мостов выполняется неразрушающими методами, визуальным и инструментальным способами. Программа работ включает в себя комплексное и максимально полное выявление дефектов металлических конструкций по характерным признакам, проведение измерительных работ с целью обнаружения нарушений первоначальной геометрии конструкции. Проводится анализ состояния сварных швов болтовых и заклепочных соединений, проводится химический анализ элементов стальных конструкций. На основе полученных данных даются рекомендации по максимальным нагрузкам, при необходимости выполняется испытание пробными нагрузками. Все работы производятся с учетом требований положений государственных стандартов.

Так, например, почти на год раньше срока был введен в эксплуатацию мост через р. Сок в Самарской области по разработанной нами рабочей документации и проекту производства работ (ППР). Работы входят в национальный проект «Безопасные качественные дороги». Реконструкция старого моста через р. Сок и строительство нового начались в декабре 2019 года. 18 мая 2021 года состоялось открытие движения по временной схеме по мосту. Согласно контракту его планировали запустить осенью 2022 года.

Новый мост помог вдвое увеличить пропускную способность автодороги.

Длина моста составляет 306 м. На дороге две полосы движения, ширина каждой из которых по 3,5 м. Также сделан тротуар шириной 1,5 м.

Расчетная схема 63+2х84+63 м, габарит моста принят Г-9+Тх1,5 м под нагрузку А-14, Н-14. Мост расположен в плане на прямой, в профиле на выпуклой кривой R=10000 м. Угол пересечения реки — 90 град. Для всех основных конструкций пролетного строения принята сталь марки 15ХСНД-2 ГОСТ Р 55374-2012. Для вспомогательных металлоконструкций принята сталь Ст3пс5 ГОСТ535-2005. Все заводские соединения сварные. Монтажные соединения блоков главных балок сварные. Соединения продольных коробчатых ребер и элементов поперечных балок — на высокопрочных болтах М22.

Опережая сроки и с большой экономией по металлу сданы два путепровода в г. Ульяновске. ПСК выступало на них в качестве подрядной организации. Эти два путепровода входят в состав левобережной развязки Президентского моста.

25 августа 2021 года открыта левобережная развязка с подходами, которая обеспечила съезд с Президентского моста в район Верхней Террасы на пересечение ул. Врача Михайлова и ул. Оренбургской. Данная развязка позволила окончательно включить Президентский мост в транспортную инфраструктуру города, отделить транзитные потоки от городского транспорта, повысить комфортность, безопасность и мобильность участников дорожного движения, а также существенно разгрузить Димитровградское шоссе — автомобильную дорогу, объединяющую транспортные потоки с двух мостовых переходов через р. Волгу.

Мы гордимся, что приняли активное участие в этом грандиозном проекте, реализация которого началась еще в советские годы. Мост через Волгу в Ульяновске, открытый для движения в 2009 году президентом Д. А. Медведевым, долгие годы был самым протяженным в нашей стране.

МС-21: Что позволяет компании выдерживать крайне сжатые сроки проектирования и выдавать, несмотря на это, качественные проекты?

— Как вы успели заметить, все наши объекты вводятся раньше срока, а это достигается именно благодаря отлаженной до мелочей работе по проекту, и не только с заказчиком, но и с подрядной организацией. Каждый проект мы делаем с применением 3D-моделирования, и надо отметить, что в результате не только добиваемся ускорения этапов проектирования, но и, как следствие, обеспечиваем высокий темп монтажа. Сегодня, создавая сложные формы современных мостов, мы опираемся именно на 3D-моделирование, интеграцию между расчетной программой и проектируемой моделью, которые существенно помогают избежать конструктивных ошибок. Кроме того, эта технология, включающая в себя все этапы жизненного цикла сооружения, не только сокращает сроки проектирования, но и предоставляет возможности перераспределения затрат на отдельном этапе работы не в ущерб экономии в общем итоге.

Наглядность 3D-модели работает и на практике: в кратчайшие сроки заказчик получает готовые чертежи и избегает коллизий на этапе строительства. С точки зрения экономической эффективности минимизация ошибок уменьшает производственные расходы и помогает найти объективно оптимальное решение задачи. Таким же образом очень удобно получать необходимые сведения об искусственном сооружении на весь период его жизненного цикла.

И, конечно же, нельзя не сказать об опыте, накопленном годами, и о библиотеке собственных наработок технических и технологических решений.

Применение новых материалов также позволяет не только эффективно расходовать выделенные средства, но и использовать природосберегающие и экологичные технологии. Так, например, в современном мостостроении широко используется атмосферостойкая сталь, сопоставимая по цене с традиционными, но не требующая окраски на весь срок службы сооружения. Металл отлично воспринимает знакопеременные нагрузки, поэтому из него можно собирать любые пролетные строения различной формы.

Мы подходим к каждому проекту профессионально, стремимся к созданию надежных и рациональных дорожно-транспортных сооружений. Нашему высококвалифицированному коллективу по плечу задачи любой степени сложности.

Электронная версия журнала доступна по ссылке » Журнал «Мостовые сооружения 21 век», 4(56) — 2022 (tspmsk.ru)


 

Получить консультацию опытного специалиста и заказать проект можно по телефону +7 (495) 543-42-56                   +7 (999) 674-90-11 или по эл.почте tspmsk@mail.ru

 

 

 

Вас могут заинтересовать наши услуги:
Железнодорожный мост Разрабатываем проектную и рабочую документацию для строительства мостов. Наши проекты подробные, по ним легко работать. Учитываем экономические и технические особенности Вашего объекта. [Подробнее]
Специальные вспомогательные сооружения и устройства моста Применяем современные технологии и материалы, которые экономят ваш бюджет и ускоряют процесс строительства. [Подробнее]
Объект строительства ТРАНССТРОЙПРОЕКТ Является инструкцией по монтажу конструкций, гарантирующей вам соблюдение технологий. Позволяет сократить сроки и стоимость строительно-монтажных работ. [Подробнее]
Максимально учитываем реальные условия строительства объекта. Снижаем вероятность временных и финансовых потерь. [Подробнее]
Строительство моста Оптимизирует строки строительства и снижаем его стоимость. [Подробнее]
Мы знаем реальные пути экономии и предлагаем оптимальные решения в самых сложных случаях. Воспользуйтесь нашими знаниями. [Подробнее]