С позиции ТРАНССТРОЙПРОЕКТА: чем не прост новый ГОСТ

В области металлического мостостроения наши проектировщики сейчас обеспокоены не только ситуацией в мировой экономике, но и новым отечественным стандартом. 15 марта вступил было в силу ГОСТ 6713-2021, безальтернативное действие которого уже 14 апреля ограничили «на переходный период». О своем видении проблемы рассказал руководитель одной из ведущих в стране профильных организаций – генеральный директор ООО «ПСК»ТРАНССТРОЙПРОЕКТ» Дмитрий Харламов.

— Дмитрий Николаевич, какие проблемы возникли у проектировщиков при переходе от старого ГОСТа к новому? На ваш взгляд, в связи с чем вообще потребовалась разработка нового стандарта?

— Меня, как проектировщика, вообще-то устраивал и старый стандарт, тем более что мы пользовались уже до статочно современным российским ГОСТ Р 55374—2012 «Прокат из стали конструкционной легированной для мостостроения. Общие технические условия». В чем заключалась необходимость введения нового ГОСТа, я бы поинтересовался у наших металлургов. Тем не менее, со вступлением в силу этого стандарта для нас возникла проблема. В новом варианте отсутствует классификация стального проката по видам термообработки, которая была в старом ГОСТ 6713—1991. В соответствии с этим получается, что теряется гарантия качества свариваемости стали в конструкциях. И вопрос касается не только прочности, ударной вязкости и углеродного коэффициента, но и термообработки. В частности, нормализации, снижающей внутреннее напряжение в прокате. Это очень важный момент.

Вся соответствующая информация уже донесена до НИЦ «Мосты» ЦНИИСа. Насколько я знаю, там уже началась работа над тем, чтобы в CП 35.13330.2011 «Мосты и трубы» внести внятные оговорки по использованию нового Г0СТа. Потому что в том виде, в каком он утвержден, его, получается, использовать нельзя. Во-первых, его пока вообще нет в CП, а во-вторых, повторюсь, что классификация стального проката по видам термообработки утеряна.

Получается, что время для нас действительно наступило сложное, поскольку мы как проектировщики, открывая наш главный документ, не видим там ГОСТа, по которому теперь изготавливается сталь. Очень странная ситуация. В целом в дорожном строительстве, которое сейчас ведется, тоже возникают проблемы. В крупнейшей профильной компании «Дороги и мосты» (ДИМ) по этому поводу проводились совещания. И меры принимаются, потому что в нынешней ситуации они вынуждены строить в  условиях  некой двоякости.

— Прошла ли сталь, изготовленная по новому ГОСТу, все необходимые испытания? Как она ведет себя при варке швов?

— Насколько я знаю, сейчас эти работы как раз ведутся. К ним и ЦНИИС подключился, и ДИМ, со своей стороны, контролирует процесс. Задействованы и ведущие проектные институты.

Мне нынешняя ситуация немного напоминает 2006 год, когда ввели ГОСТ на высокопрочные китайские болты. Мы тогда были все просто поставлены перед фактом, что старый стандарт теперь не действует, а действует новый. Начали его изучать, а там есть серьезные технические моменты, которые для нас, как для мостовиков, неприемлемы И мы очень долго с этим боролись, несколько лет. В итоге все решилось в пользу мостовиков, мнение которых первоначально не учли. Сейчас, однако, снова возникла подобная ситуация.

— Насколько известно, введение нового ГОСТа в полное действие было перенесено «в целях обеспечения переходного периода» на 1 сентября, в том числе, именно для проведения дополнительных испытаний. А как вообще он принимался? И что вы ожидаете в дальнейшем?

— По-хорошему, разработчик ГОСТа должен был разослать всем заинтересованным организациям его проект и получить к нему какие-то замечания. Но, если это и было сделано, оно прошло как-то незаметно, и я лично не знаю, кто в этом участвовал. Во всяком случае, ЦНИИС в обсуждениях участия не принимал. Нас поставил и перед фактом: старый ГОСТ уже не действует, а действует новый. Если он не будет откорректирован должным образом, то проектировщики, скорее всего, окажутся вынуждены сами указывать в технических условиях, в пояснительных зaписках дополнительные требования, какие параметры контролировать, какие испытания проводить, чтобы обеспечить в итоге надежность и долговечность конструкции.

— Некоторые металлурги утверждают, что металлоконструкции, изготовленные из новой стали, применяются на объектах гражданского строительства уже на протяжении пяти лет. В частности, на стадионах. Однако на этих объектах конструкции испытывают только статические нагрузки, на мостах же добавляются и динамические. Рассчитана ли новая сталь на такие типы нагрузок?

— Может быть, такие стали и применяются в конструкциях ПГС. Но у вас в вопросе правильно указано, что они в таких случаях работают на постоянные нагрузки, а динамические там отсутствуют. Все-таки это совершенно другие требования и к изготовлению конструкции, и к самой стали, и к сварочным материалам. То есть для нас остался непонятным  весь комплекс вопросов, который присутствует при заводском изготовлении и проектировании. Кто и как все-таки это испытывал? То, что сейчас этим вопросом стали заниматься, - конечно же, хорошо, только не очень своевременно.

— А если в процессе строительных работ все-таки возникнет нештатная или аварийная ситуация, например, пойдут трещины, кто будет виноват? Сможет ли проектировщик доказать, что причина в самой стали?

— Если проектировщик не укажет никаких дополнительных требований к этой новой стали, тогда, конечно, из него могут сделать виноватого. Но если все оговорки сделаны и прописаны, тогда напрямую спрашивать с проектировщика нельзя. Необходимо будет проводить дополнительные испытания и по подбору сварочных материалов, и по испытанию самих конструкций, сварных швов. Словом, целый комплекс работ.

— Но этот комплекс работ ложится на подрядчика?

— Конечно, это повлечет за собой и дополнительные расходы, и увеличение сроков. Из-за введения в действие «сырого» ГОСТа пострадать могут все. И еще одно - вопрос квалификации проектировщиков. Если неопытный специалист, не вникая в детали, просто посмотрит на портале «Консультант Плюс» про замену Г0СТа, заложит новый стандарт в проект и автоматически выпустит его в таком виде, тогда могут быть и проблемы. Это очень негативный фактор. Впоследствии это ляжет на плечи и генподрядчика, и заказчика. Представьте, будут изготовлены конструкции, в которых возникнут дефекты - например, пойдут трещины. Начнут разбираться, и будут большие лишние затраты и по деньгам, и по времени.

— Будут ли отличаться цены на стали, выполненные по новому ГОСТу, от цен на старый прокат?

— Здecь не могу сказать ничего, так как сейчас вообще не понятно, что у нас происходит с ценами. Последние года два у нас все время шел серьезный рост стоимости проката. Что будет дальше происходить, с учетом всех негативных внешних факторов, которые сейчас воздействуют на экономику России, трудно предугадать.

— Чем живет в условиях санкций ваш институт? Как сейчас обстоят дела с заказами?

— Наша работа продолжается в прежнем русле. Мы заканчиваем проект с Уралгипротрансом в Екатеринбурге. Там у нас металлический путепровод. При проектировании, естественно, мы  указывали старый ГОСТ. Когда дело дойдет до реализации, начнется обновление проектной документации, будут вноситься дополнения.

По строительству выходим на новый объект под Волгоградом. Там, кстати говоря, 1600 т металла. Проект этот вышел несколько лет назад, поэтому все закладывалось исходя из старого ГОСТа. Мы это учтем и подскажем Заказчику что уже нельзя полностью руководствоваться  тем стандартом. Возможно, предстоит корректировка рабочей документации с целью приведения в соответствие с новыми нормами.

— А что еще нового, кроме обсуждаемого ГОСТа, наблюдается в сфере проектирования?

— С этого года все проектные работы мы должны выполнять по БИМ- технологии. Это теперь прописано законодательно. Появились соответствующие нормы, и в данном случае уже более-менее есть ясность, чего от нас хотят.

Будущее — за информационными технологиями. Мы, в том числе, будем постепенно уходить от бумажных носителей, в итоге придем к тому, что их останется минимум даже на стройке.

— В нынешней ситуации, когда Запад практически прекратил продажу программного обеспечения в Россию, не отстанем ли мы от Европы в технологиях проектирования?

— В принципе, альтернативный софт есть. Насколько он хорош и конкурентоспособен, покажет практика. Кроме того, практически у всех закуплены  так называемые коробочные версии ПО. Один раз купили -  и будут ими пользоваться, пока они могут покрывать возникающие потребности. А вообще только жизнь покажет, насколько мы отдалимся от других стран.

Электронная версия журнала доступна по ссылке » Журнал «Дороги. Инновации в строительстве», №101/2022 (tspmsk.ru)

Вас могут заинтересовать наши услуги:
Железнодорожный мост Разрабатываем проектную и рабочую документацию для строительства мостов. Наши проекты подробные, по ним легко работать. Учитываем экономические и технические особенности Вашего объекта. [Подробнее]
Специальные вспомогательные сооружения и устройства моста Применяем современные технологии и материалы, которые экономят ваш бюджет и ускоряют процесс строительства. [Подробнее]
Объект строительства ТРАНССТРОЙПРОЕКТ Является инструкцией по монтажу конструкций, гарантирующей вам соблюдение технологий. Позволяет сократить сроки и стоимость строительно-монтажных работ. [Подробнее]
Максимально учитываем реальные условия строительства объекта. Снижаем вероятность временных и финансовых потерь. [Подробнее]
Строительство моста Оптимизирует строки строительства и снижаем его стоимость. [Подробнее]
Мы знаем реальные пути экономии и предлагаем оптимальные решения в самых сложных случаях. Воспользуйтесь нашими знаниями. [Подробнее]