Закончила свою работу 23-я Международная выставка «Металл-Экспо 2017», которая проходила с 14 по 17 ноября 2017г. Это мероприятие по праву считается одним из наиболее посещаемых и важных в металлургической отрасли. В работе выставки приняли участие представители 34 стран, более 30 тыс. человек были зарегистрированы на выставке.
Программа выставки включала в себя конференции, круглые столы, мастер-классы, презентации, дружеские встречи, тренинги и награждения лауреатов.
15 ноября, в рамках работы выставки состоялся круглый стол на тему: «Современные тенденции применения металлопроката в мостостроении». Организаторами мероприятия выступили Ассоциация развития стального строительства (АРСС), ГК «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ» и ВС ЗМК.
Открыл мероприятие Генеральный директор АРСС Еремеев Дмитрий Сергеевич, сказав приветственное слово, участникам круглого стола, выразив благодарность собравшимся и пожелав продуктивной работы.
С докладами выступили:
Работа круглого стола прошла теплой в дружественной атмосфере. Было обсуждено много вопросов, которые волнуют и мостовиков и металлургов. Наибольший интерес вызвали вопросы, связанные с атмосферостойкими сталями и нормами их применения.
Участниками круглого стола были высоко оценены перспективы применения отечественной атмосферостойкой стали 14ХГНДЦ в пролётных строениях мостов.
В конструкциях мостов вдали от мегаполисов, где нет каких-либо архитектурных требований - это идеальное инженерное решение по материалу, с которым не конкурентоспособна никакая другая конструкция. Более того, эту сталь без ограничений можно применять в железнодорожных и автодорожных мостах, в том числе и внеклассных. Сталь марки 14ХГНДЦ прошла весь комплекс испытаний в ЦНИИС и ВНИИЖТ, а несколько экспериментальных мостов отработали без нареканий уже несколько десятков лет. Для этой отечественной атмосферостойкой стали отработаны все технологии для заводского сварочного и монтажного производства, подобраны и апробированы сварочные материалы. Применение этой стали сэкономило бы значительные бюджетные государственные денежные средства при эксплуатации пролетных строений металлических мостов.
Со стороны металлургических заводов прозвучал вопрос о целесообразности организации производства прокатки листов металлопроката с переменной толщиной листа по длине. Участниками круглого стола по данному вопросу было однозначно отмечено, что производство таких листов не настолько актуально, как например, производство толстолистового проката. В мировой практике мостостроения широко используются листы стали с толщиной 100 и более миллиметров. В отечественном мостостроении инженеры-мостовики ограничены толщиной листов лишь до 50 мм. Переход на использование качественного более толстого проката избавил бы от пакетных поясов и проблем связанных с объединением листов в пакеты. Переход на более толстые пояса и уход от пакетов повысил бы надёжность конструкции, и при этом снизилась бы трудоёмкость её изготовления.
Обсуждался вопрос использования труб в конструкциях мостовых пролётных строений, что позволит расширить номенклатуру фасонного проката и откроет новые возможности для реализации новых конструктивных форм. Мостовиками поддерживается идея металлургов об изготовлении труб большого диаметра от 100 до 1500 мм из низколегированной стали для мостостроения.
Был задан вопрос об использовании трапецеидальных и треугольных продольных рёбер. В мировой практике металлического мостостроения для пролётов большой длины уже не одного десятилетие назад начали применять продольные рёбра ортотропных плит трапециевидной формы сечения. Данная конструктивная форма продольных рёбер имеет как достоинства, так и недостатки. К основным достоинствам стоит отнести увеличенную жёсткость ортотропной плиты, снижение мембранного эффекта по листу настила, а так же более рациональное распределение напряжений и как следствие меньшую металлоёмкость конструкции ортотропной плиты. Данное преимущество даёт возможность применения в качестве материала для устройства ездового полотна систем тонкослойных полимерных покрытий, служащих одновременно гидроизоляцией и дорожной одеждой, а так же положительным образом влияет на целостность традиционного асфальтобетонного покрытия.
В то же время, есть и недостатки. В частности, односторонние угловые неконтролируемые сварные швы при прикреплении к листу настила, монтажные стыковые соединения таких рёбер, а так же герметизация внутренних полостей таких конструкций. Наличие этих факторов главным образом влияет на распространяемость их использования среди проектировщиков, поскольку традиционные полосовые продольные рёбра лишены всех этих недостатков. Тем не менее, перспективы для научных исследований и поиска наиболее рациональных конструктивных форм есть и определённая ниша применяемости имеется уже сегодня. Внесение таких стандартизированных типовых профилей в СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы» дало бы проектировщикам импульс для более широкого их применения в ортотропных плитах металлических мостов.
И конечно же активно обсуждалась проблема действующий норм на применения новых современных материалов при проектировании транспортных сооружений.
Всеми участниками круглого стола было отмечено, что в настоящее время потребность обновления действующих строительных норм и правил становится всё острее с каждым годом. Трудности, сложившиеся в стране во время переходного периода и политической нестабильности дают сегодня свои «плоды». Постепенно все участники мостостроительного рынка стали привыкать к новой реальности и жизни в условиях рыночной экономики. Жизнь показала, что без развития технологий, проведения научных исследований и корректировке нормативной базы дальнейшее движение вперёд невозможно. И в этом плане, каждый участник рынка начал понимать, что может надеяться только на себя. Не вкладывая ничего в развитие – не будет будущего.
В заключение организаторы мероприятия пожелали успехов в работе, новых проектов и успехов в работе.
Некоторые из затронутых вопросов более подробно будут освещены в статьях у нас на сайте.